• Сочи, ул. Московская, 22 (ТДЦ Александрия), 11 этаж, оф. 113.

Как зарегистрировать товарный знак

Регистрация товарного знака — это способ индивидуализировать товары или услуги, закрепив за компанией право на уникальную позицию на рынке. Товарный знак не только защищает от попыток конкурентов завладеть частью прибыли через копирование торговых наименований, но и увеличивает реальную стоимость активов фирмы. Какой порядок регистрации товарных знаков действует в настоящее время в России и какие выгоды при этом получает предприниматель, разбираемся в данной статье.


Что дает бизнесу регистрация товарного знака

Компании, которые официально зарегистрировали свое право на применение товарного знака обладают рядом преимуществ.

1.    Право уникального владения фирменным названием. Зарегистрированный товарный знак не позволяет другим лицам называть аналогичные группы товаров тем же именем. Если запрет будет нарушен, владелец вправе подать на нарушителя в суд и взыскать с него компенсацию в размере от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей.

2.    Возможность таможенного контроля за товарами. Товарный знак может быть внесен в реестр Федеральной таможенной службы. В этом случае любой товар с аналогичной знаку маркировкой не будет пропущен через таможню при отсутствии разрешения правообладателя. Подобная возможность позволяет компании контролировать товарные потоки и не допустить параллельный импорт.

3.    Повышение стоимости активов компании. Чем больше прибыль компании, тем выше стоимость ее товарного знака; после оценки актив может быть поставлен на баланс в составе нематериальных активов. Увеличенная стоимость активов компании привлечет внимание инвесторов и потенциальных партнеров, так как будет свидетельствовать о более высокой надежности. Помимо этого, активы компании оцениваются банками при рассмотрении кредитных заявок, значит, в случае регистрации прав на товарный знак у фирмы будет больше шансов на получение необходимой кредитной суммы.

4.    Право на заключение договора франшизы. Договор франшизы предполагает, что покупатель приобретает право использования товарного знака продавца. Франшизные договоры стали чрезвычайно популярны в последнее время, однако далеко не всегда передаваемые права зарегистрированы в Роспатенте надлежащим образом. Сделки, заключенные с применением незарегистрированного товарного знака признаются недействительными, при этом продавец обязан вернуть всю уплаченную сумму договора покупателю.

5.    Возможность использовать специальную маркировку. Маркировка Ⓡ может быть использована на товарах, произведенных с применением зарегистрированного товарного знака. Если компания использует символ, не имея на это законных оснований, она нарушает закон, за это нарушение предусмотрена уголовная ответственность.

Для того чтобы предъявить конкуренту незаконное использование собственного товарного знака, необходимо доказать:

●     схожесть наименований или логотипов; критерием похожести считается возможность путаницы со стороны покупателя;

●     однородность производимых товаров или услуг;

●     получение конкурентом прибыли от используемого знака.

Перед оформлением претензии требуется собрать доказательства. Это могут быть фотографии фирменных этикеток, вывесок, предметов интерьера, копии чеков, а также скрины страниц фирменного сайта, заверенные нотариусом. Впоследствии, если конкурент не отреагирует на доводы, собранные данные могут быть использованы в суде. Сбор доказательной базы и грамотное оформление претензии — сложная задача для неподготовленного человека. Для экономии времени и получения лучшего результата желательно доверить этот вопрос профессиональному адвокату по интеллектуальной собственности.


Порядок регистрации товарного знака

Процесс регистрации товарного знака состоит из нескольких этапов.


1.    Поиск подходящего наименования. Сложность заключается не только в том, чтобы найти название, которое не используется другими, но и в том, чтобы эксперты не нашли в наименовании ни одного критерия схожести. При этом эти критерии на законодательном уровне не закреплены. Это означает, что специалист экспертной комиссии, основываясь на своем собственном субъективном мнении, может посчитать наименование схожим с чьим-то другим товарным знаком. Это послужит основанием для отказа в регистрации.

2.    Подготовка документов для регистрации товарного знака. На данном этапе сложность заключается в выборе класса товаров или услуг по международному классификатору. Именного на эту категорию будет распространять в дальнейшем свое действие товарный знак. В процессе своей деятельности компания может расширить ассортимент или начать заниматься деятельностью, не связанной с основной. Если в перечне товаров при составлении заявки не указать эти варианты, товарный знак компании не будет на них распространяться. Срок действия зарегистрированного товарного знака — 10 лет, именно этот срок стоит иметь в виду при планировании будущей деятельности.

3.    Оплата государственных пошлин. Перед подачей документов нужно заплатить госпошлины за регистрацию и экспертизу. В случае, если заявка передается электронно, предпринимателю предоставляется скидка на пошлину в размере 30%. Если документы экспертизу не прошли, и компании было отказано в регистрации товарного знака, госпошлина не возвращается.

4.    Подача документов в Роспатент. Необходимо помнить о том, есть ошибки, которые исправить нельзя. Например, если есть неточность в перечне товаров или в самом наименовании, предприниматель получит отказ. По этой причине руководителю есть смысл изначально обратиться за помощью к адвокату, оказывающему услуги по регистрации товарного знака, это позволит в дальнейшем существенно сэкономить и время, и деньги. При рассмотрении заявки эксперты могут запросить дополнительную информацию или уточнения. На запрос необходимо отреагировать в течение трех месяцев, иначе заявка также будет возвращена с отказом.

5.    Если получен предварительный отказ. Это происходит в двух из трех случаев, причины могут быть разные — от неточности в документах до схожести товарного знака с уже зарегистрированным кем-то другим обозначением. Предварительный отказ можно оспорить, тщательно проанализировав заключение экспертов и дав адекватный и исчерпывающий ответ.

6.    Регистрация товарного знака. Если Роспатент принял решение о регистрации, необходимо заплатить еще две госпошлины — за сам процесс регистрации и за выдаваемое свидетельство. После получения от компании необходимых платежей, регистрирующий орган оформляет свидетельство и направляет его на адрес, указанный в заявлении.

Процесс регистрации товарного знака занимает 6-18 месяцев. Срок может быть увеличен, если экспертам понадобятся корректировки или дополнительные уточнения. В целом сложность и продолжительность процесса регистрации полностью зависит от квалификации лица, уполномоченного на оформление и представление заявки.


Заключение


Регистрация товарного знака дает предпринимателю много преимуществ, главное из которых — это юридическая защита произведенного продукта от недобросовестной конкуренции. Сама процедура — довольно длительный и затратный процесс, важно правильно заполнить заявление и всю сопутствующую документацию с первой попытки, иначе придется повторно оплачивать госпошлину, тратить время на исправление ошибок в документах. Адвокат по интеллектуальной собственности обладает необходимым опытом и знает, как зарегистрировать товарный знак быстро и с минимальным риском получения отказа.

Звоните нам ежедневно 08:00 - 22:00 или пишите в WhatsApp:

В нерабочее время нажмите, чтобы заказать обратный звонок: