• Сочи, ул. Московская, 22 (ТДЦ Александрия), 11 этаж, оф. 113.

Разрешение арбитражных споров

В случае возникновения разногласий между юридическими лицами по вопросам исполнения или неисполнения договорных обязательств представители компаний могут обратиться в Арбитражный суд. Разрешение споров в арбитражном суде имеет свою специфику, которую следует принять во внимание, если предприниматель намерен отстоять свою позицию. Что требуется от руководителя фирмы для защиты своих интересов и из каких этапов состоит судебный процесс, об этом наша статья.

Основные этапы разрешения арбитражного спора

Как правило, компании судятся друг с другом по одной из следующих причин:

●     неисполненные обязательства по договору;

●     одностороннее расторжение договора, выполненное с нарушением установленного законом порядка;

●     просроченная дебиторская или кредиторская задолженность;

●     незаконное использование имущества;

●     причиненные убытки.

Процесс урегулирования спора между юридическими лицами в большинстве случаев сводится к следующим стадиям арбитражного процесса.

1.    Переговоры. Инициируются одной сторон и могут быть проведены в традиционном формате через беседу или посредством текстовой переписки. Любые решения, принятые в ходе переговоров, должны быть зафиксированы в соглашении, подписанного законными представителями обеих сторон. В некоторых случаях к переговорам привлекают третьих лиц (юристов, адвокатов). Это позволяет получить беспристрастную оценку событий и составить итоговое соглашение быстро и грамотно.

2.    Составление претензии. В большинстве случаев досудебная стадия урегулирования спора между предпринимателями является обязательной. Иными словами, суд вправе отказать истцу в рассмотрении заявления, если претензионная работа не проводилась. Не стоит игнорировать эту стадию еще и потому, что грамотно составленная претензия очень часто побуждает второго участника конфликта исполнить свои обязательства добровольно.

3.    Судебное рассмотрение дела. При наличии достаточной подготовительной работы составление искового заявления не отнимает много времени. Позиция истца ясна, все документы подобраны, доказательства сформулированы, ссылки на законы зафиксированы, этого вполне достаточно для того, чтобы обращаться в суд. В главе 13 АПК РФ прописан список требований к исковому заявлению, на который следует опираться. Чем четче сформулирована позиция истца, тем быстрее суд примет решение по делу. Часто, получая на руки копию искового заявления и понимая шаткость своего положения, ответчики выступают инициаторами заключения мирового соглашения, сокращая тем самым сроки судебного разбирательства.

4.    Обжалование судебного решения. Если сторона не согласна с озвученным судебным решением, она может его обжаловать. Обжалованию подлежит любое решение, еще не вступившее в силу. Срок для обжалования в арбитражном суде апелляционной инстанции — 1 месяц с дня принятия первоначального решения, в кассационной инстанции — 2 месяца с той же даты. Порядок разрешения спора в арбитражном суде предполагает, что при обжаловании решения компания не может заявить новые требования, а дополнительные доказательства принимаются только в том случае, если по объективным причинам они не могли быть предъявлены истцом ранее.

Формально судебное решение может быть также обжаловано в порядке надзорного производства Президиумом ВС РФ. Однако на практике только единичные корпоративные споры доходят до этой стадии. Надзорное производство считается исключительной стадией арбитражного процесса, в ходе которого пересматриваются решения судов по делам, связанным с защитой прав и свобод граждан, нарушением публичных интересов или действующих норм права.

Услуги адвоката — то, что нужно предпринимателю, для того чтобы получить необходимый результат в случае возникновения арбитражного спора. Желательно, чтобы профессионал занимался делом с самого начала, в этом случае конфликт со второй стороной может быть исчерпан уже на стадии досудебного урегулирования. Но даже если директор компании изначально пытался решить вопрос самостоятельно или с помощью штатного юриста, но итог процесса его не устроил, адвокат возьмет дело на любой его стадии.

Что предпринять для защиты интересов бизнеса в арбитражном споре?


Грамотная защита бизнеса в арбитражном споре между предпринимателями изначально должна строиться на знании принципов и нюансов законодательства в этой сфере.

●     Приоритет документальных обоснований. Свидетельские показания также учитываются судом, однако именно на документальной базе строятся основные выводы. По этой причине важно правильно подготовиться к арбитражному судебному процессу и сопроводить дело различными подтверждающими документами: справками, заключениями и т.п.

●     Невозможность изменения первоначальной позиции. Запрос, указанный в исковом заявлении, невозможно изменить, нельзя сделать это и при обжаловании судебного решения в вышестоящих инстанциях. На стадии подготовки иска важно продумать все детали, чтобы избежать недоразумений в процессе разбирательства.

●     Прения сторон как важный акцент арбитражного спора. Несмотря на приоритет документов, изложение позиции стороны спора должно быть грамотным и убедительным. Любое утверждение должно основываться на фактах и нормах права и сопровождаться дополнительными аргументами и ссылками на законы. Важно заранее предусмотреть возможную реакцию второй стороны, чтобы иметь в резерве запасные варианты развития событий.


Как правило, спор выигрывает та сторона, чью позицию защищает профессиональный арбитражный адвокат. Как бы парадоксально это ни звучало, можно доказать правомерность действий любой из сторон, если подойти к делу грамотно. Адвокат знает специфику процесса и не будет тратить время на изучение теории, а сразу займется практикой. В его задачу входит формирование стратегии защиты, подготовка доказательной базы под каждое утверждение и представление интересов клиента на судебных заседаниях. В случае, если решение суда не удовлетворяет клиента, адвокат будет продолжать добиваться необходимого результата через обжалование решений в вышестоящих инстанциях. 


Заключение


Разрешение арбитражного спора — процедура длительная и затратная, особенно если речь идет о крупной сумме неисполненных обязательств и недобросовестном контрагенте, всеми силами пытающегося избежать ответственности. Тратя время и деньги на судебный процесс, директор компании намерен получить положительный результат, однако не всегда предпринимаемые усилия оказываются эффективными. В большинстве случаев неблагоприятный исход дела связан с недостаточной квалификацией юриста, вовлеченного в судебный процесс, и отсутствием у него необходимого практического опыта. Привлечение адвоката к участию в арбитражном споре существенно повышает шансы компании отстоять свои права в суде и обеспечить возможность дальнейшего беспрепятственного развития бизнеса.

Звоните нам ежедневно 08:00 - 22:00 или пишите в WhatsApp:

В нерабочее время нажмите, чтобы заказать обратный звонок: